За рубежом третейские суды рассматривают примерно 50% всех споров. В России - только 2-3%. Так сложилось, что многие руководители и юристы на подобную форму урегулирования конфликта смотрят скептически. Все наслышаны об отдельных примерах недобросовестности и конфликтов интересов в третейских разбирательствах. Тем временем, законодатель активно ищет новые пути совершенствования правовых институтов: с 1 сентября 2016 года вступил в силу новый федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который призван добавить системе третейских судов больше прозрачности и привлекательности.
Согласно новому закону, важные изменения касаются следующего: постоянно действующие третейские суды смогут создаваться только при некоммерческих организациях и осуществлять свою деятельность при получении ими права на осуществление функций, предоставляемого актом Правительства, на основе рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, и только с учетом установленных законом требований. Рассмотрение споров будет осуществляться в соответствии с депонированными в Минюсте правилами такого арбитражного учреждения. Кроме того, министерство также будет следить за случаями нарушения третейскими судами законодательства и реагировать на них. Третейские суды смогут обращаться за содействием в государственный арбитраж, рассматривать в том числе корпоративные споры и споры, связанные с недвижимостью, а некоммерческие организации, при которых они созданы, будут нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения функций по администрированию арбитража или связанных с осуществлением обязанностей, при наличии умысла или грубой неосторожности. Новые постоянно действующие арбитражные учреждения создаются после 1 сентября в соответствии с принятым законом, а для уже существующих установлен переходный период.
Намерения законодателя понятны - как и претензионный порядок, ставший обязательным по АПК с 1 июня, реформа третейских судов нацелена на разгрузку государственных. Но скептическое настроение бизнеса наводит на вопрос, а какие преимущества дает законодатель для обращения в третейский суд?
Поскольку третейский суд - это единоличный арбитр или коллегия арбитров, избранных сторонами или назначенных ими в согласованном или установленном законом порядке, прежде всего, преимуществом третейских судов является возможность выбора арбитра. Стороны могут договориться о дополнительных требованиях к арбитрам (основные предусмотрены законом), в том числе, о квалификации (например, это могут быть доктора юридических наук, лица с судейским прошлым, имеющие особые награды в области юриспруденции), установить процедуру избрания (назначения) арбитра. Если в государственном суде оснований для отвода судьи не так много, в третейском суде можно заявлять отводы, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости.
Арбитражное соглашение, то есть соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникнут или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет, позволяет установить положения для третейского разбирательства, которые не доступны классической судебной системе. Так, например, можно определить место третейского разбирательства, язык, прописать, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
bibi-dom.ruТретейские суды по новому закону: стоит ли идти? - Bibi-Dom.RU - real estate market
IFTTT
Комментариев нет:
Отправить комментарий